Про мотивацию детей к занятиям спортом

Про мотивацию детей к занятиям спортом

Что делать, если ребенок, радостно ходивший в секцию в сентябре, к ноябрю потерял интерес к занятиям?

 Вопрос для меня достаточно сложный, потому что такое на наших тренировках случается не так часто. Мы стараемся выстраивать тренировочный процесс таким образом, чтобы интерес у ребёнка только разжигался от месяца к месяцу. Для этого очень важно правильно спланировать тренировочный процесс и участие в соревнованиях и лагерях.
В этой статье мы не будем углубляться в тренерскую работу, поговорим о том, что могут сделать родители для того, чтобы ребёнок не терял мотивацию.

Очень важно выбрать правильную секцию. Что я подразумеваю под правильной? Многие люди руководствуются принципом: отведу туда, где ближе. Это безусловно удобно водить ребёнка в секцию рядом с домом, но…
Но чрезвычайно важно понять насколько секция качественная, насколько квалифицированный тренер и что самое главное: в какой системе существует эта секция? Вопросы понятны. Давайте их разберём подробнее.

Что значит качественная секция и квалифицированный тренер? Безусловно очень многое держится на тренере. По многим тренерам уже с первого взгляда можно понять его отношение к делу и к детям. Тренер должен обладать целым рядом качеств: помимо специалиста в области педагогики и своего вида спорта, тренер должен быть сильным психологом и прекрасным оратором. Если тренер не умеет выражать свои мысли и правильно мотивировать как детей, так и родителей, то долго у этого тренера не продержишься.
Любому человеку необходима мотивация – это мощнейший элемент жизни каждого. Если нет мотивации – жизнь теряет всякий смысл. Так и в тренировках. Сам по себе вид спорта может быть интересен ребёнку, но рано или поздно интерес пропадёт, если тренер не сможет выстроить правильно тренировочный процесс и систему мотивации.
Ребёнок должен понимать для чего он тренируется, для чего он делает то или иное упражнение, и где он сможет применить, полученные им навыки. И тренер это должен объяснять.
Особенно важен момент, когда у ребёнка не получается…. Тут важно не упустить момент и вовремя опять замотивировать ребёнка и подсказать, что именно он делает не так или что при хорошей работе рано или поздно обязательно получится.

Но даже самый квалифицированный тренер без чётко выстроенной системы мало на что способен. Без участия в соревнованиях и спортивных мероприятиях ребёнку будет чрезвычайно сложно сохранить мотивацию к занятиям. Один тренер в поле не воин – это важно запомнить. Какой бы крутой тренер не был, вокруг него должна быть система: федерация, клуб, академия и прочее…Тренер сам соревнования не организует и не проведёт. Поэтому важно, чтобы тренер был в системе. И можно вернутся к началу. Систему рядом с домом бывает не так просто найти. Бывает получается – и это круто! Но в всё-таки это не так просто. Наши школы не могут похвастаться качественными кружками. Очень редко бывает так, что учитель физкультуры становится и классным тренером. В большинстве случаев учителя физкультуры берут секции как дополнительную нагрузку, и что более часто происходит даже не по своему профилю и относятся к этому как к второстепенному действию.
Будьте внимательны при выборе секции. Узнавайте больше об организации: как долго она существует? Есть ли возможность принимать участие в соревнованиях? Есть ли возможность развиваться дополнительно: спортивные лагеря, дополнительные тренировки, спортивные мероприятия.
Вы даже не представляете, насколько это важно. Многие люди жалуются, что нет хороших тренеров, что уже перепробовали множество видов спорта, но упорно ведут ребёнка в свою школу или максимум соседнюю. Всё, что рядом – это безусловно очень удобно, но далеко не факт, что там будет хорошо. Изучайте, более тщательно подходите к выбору организации – это важно.

Моё личное убеждение в том, что у хорошего тренера и в хорошей организации у ребёнка не будет проблем с тем, что он не хочет ходить на тренировки. Могут быть проблемы с усталостью, расстройством, что что-то не получается или может быть временными неудачами в соревнованиях, но, чтобы после двух месяцев занятий ребёнок сказал, что не хочет заниматься? – это на мой взгляд показатель неудачного выбора секции.

Что же можно предпринять, если вдруг у ребёнка пропало желание тренироваться?
Ну, конечно, в первую очередь попробовать разобраться в причинах. Они могут быть разные, причём совершенно разные.
Бывает так, что на тренировках всё хорошо, и тренер нравится и успехи есть, но есть конфликт с каким-либо ребёнком в группе. Но ребёнок об этом не говорит.
Может быть проблема в том, что накопилась небольшая усталость: всё-таки сентябрь-октябрь достаточно активные и стрессовые месяцы после трёх месяцев отдыха и бывает сразу войти в тренировочный режим непросто. (Здесь тоже стоит сказать о том, что нельзя ребёнка оставлять без занятий надолго и это как раз возврат к правильно выбранной организации. В хорошей организации налажена система дополнительных тренировок в каникулярное время, а также возможность посещать спортивные лагеря).

Как не крути без активного участия родителей в жизни ребёнка не обойтись. Они должны быть и менеджерами (правильно координировать и направлять ребёнка по секциям), и мотиваторами (помогать им в трудные моменты, подсказывать и поддерживать) и контролёрами (держать ситуацию под контролем и быть в курсе всего происходящего на тренировках).

Если этого не делать, то самому ребёнку будет крайне сложно справится с нагрузками и трудностями. Как Вы понимаете, спорт очень часто связан и с тем, и с другим и не все дети одинаково хорошо готовы к этому.

Помогайте своим детям сами, правильно и тщательно относитесь к выбору секции и держите руку на пульсе событий и тогда Вы сможете вместе со своими детьми пройти все трудные моменты!

Но давайте разберём ситуацию, если всё же произошло такое, что ребёнок отказывается идти на тренировки. Что можно сделать?

Думаю, тут необходимо подходить к решению проблемы со всех сторон.

  • Необходимо поговорить с самим ребёнком откровенно. Скажите ему, что никто заставлять его не собирается ходить на тренировки (тем самым вы снимите с него давление с вашей стороны) и попросите рассказать, что же на самом деле его не устраивает и почему он не хочет тренироваться. А дальше уже необходимо работать по причине.
    Например, ребёнок говорит, что ему не дают пас в игре и у него ничего не получается (достаточно частая причина, если мы говорим о командных видах спорта). В таком случае стоит рассказать ребёнку о том, что командная игра в любом случае проходит с одним мячом или одной шайбой и 90% игроков проводит без мяча или шайбы 90% игрового времени.
    Важно сказать, что приносить пользу команде можно не только держа мяч в руках. Можно стать хорошим защитником, надёжным партнёром и помогать своим товарищам. В таком случае рано или поздно партнёры увидят твою старательность и начнут больше тебе доверять мяч. Может быть стоит улучшить свои навыки в открывании.
    Также можно привести примеры больших игроков из каждого вида спорта, которые являлись классными игроками, не забивая много очков или шайб.
    Плюс можно найти мотивирующие ролики, игра или фильмы, которые рассказывают о том, как многие великие спортсмены шли к своим целям. Как они проходили через трудности, когда в них никто не верил и обязательно сказать, что мы верим в тебя и любим вне зависимости от результата, которого ты добиваешься.
  • Обязательно стоит поговорить с тренером и выяснить, как проходит тренировочный процесс и в чём сложность именно по мнению тренера.
    Может быть есть конфликт в группе или команде? Может нагрузка тяжёлая. Может стоит позаниматься индивидуально с тренером, чтобы подтянуть те или иные навыки.
  • Если есть возможность, то необходимо посетить несколько тренировок самим. Особенно это важно для маленьких детей.
    В целом это важно для людей, а для детей тем более. Не пожалейте времени, сходите на занятия ребёнка и сами посмотрите в чём может быть сложность. Это заодно поможет вам найти общие интересы, и вы сможете дома более конкретно разговаривать с детьми о том, как прошёл их день и, в частности, тренировка
  • Будьте с детьми на одной волне. В выходной день возьмите мяч, клюшку, кроссовки и пойдите на спортивную площадку во дворе. Поиграйте с ними в тот вид спорта, который им нравится. Уделите этому совсем немного внимания и сами почувствуйте на себе все сложности, с которыми может столкнутся ребёнок. А после совместной тренировки обязательно поговорите о том, что было трудно, а что наоборот очень хорошо получалось.

Участие в жизни ребёнка очень важно. Без этого как ни крути не обойтись. Если вы не хотите, чтобы ваш ребёнок бегал из секции в секцию, то а) внимательно относитесь к выбору секции и б) участвуйте в его жизни и больше общайтесь на все интересующие его темы

Всем здоровья
Всем Стремление
Всем Баскетбол

Про мотивацию детей в PDF

Похожие статьи