Портрет баскетбольного тренера 
Иван Корнеев: «Модель тренерской работы меняется с течением времени»
В сегодняшнем материале предлагаем вашему вниманию интервью с одним из самых перспективных, молодых тренеров Спортивной школы олимпийского резерва «Тринта» имении Ю. В. Равинского Иваном Юрьевичем Корнеевым. Свой путь в большом баскетболе Иван Юрьевич начинал в 2012 году, ещё во время обучения в Российском университете спорта «ГЦОЛИФК». Первым его тренерским опытом была работа с юношами «Тринты» 2005 года рождения. Эту команду он помогал тренировать Евгению Вадимовичу Горбунову. В числе их воспитанников - нынешний игрок клуба НБА «Бруклин Нетс» Егор Дёмин. Сейчас Иван Юрьевич Корнеев продолжает совершенствоваться в своём баскетбольном ремесле. Вместе с заслуженным тренером России Игорем Николаевичем Галаевым, он тренирует две команды спортшколы «Тринта»: юношей 2010 и 2016 годов рождения. Предлагаем вашему вниманию первую часть интервью.  
 
- Добрый день, Иван! Рад возможности задать вам несколько вопросов о любимой игре с мячом. Это интервью мы проводим в формате портрета молодого и перспективного тренера. Поэтому, предлагаю начать с самого основания. Расскажите, пожалуйста, как баскетбол изначально пришёл в вашу жизнь и стал спортом номер один? Потому что, допускаю, что в своём детстве, вы, наверняка, тоже играли и в футбол, и в хоккей.

- В баскетбол я пришёл не случайно. Мой отец Юрий Иванович Корнеев играл в баскетбол на достаточно высоком уровне. Он был первым советским баскетболистом, которого пригласили в НБА, в команду «Цинциннати Роялс». Но, так как в те времена слово «Родина» было не пустым звуком и за деньгами никто не гнался, отец в Америку не поехал. У меня брат также играл, заканчивал нашу спортивную школу. Она тогда называлась спортивной школой Советского района №1. Его в том числе тренировал и мой отец. Так трагически произошло, что в 1991 году мой брат разбился на машине. А в 1992 году родился я, как подарок судьбы для родителей. Конечно, в нашей семье всё это переживалось очень тяжело. Все эти потрясения я не застал, так как был маленький. Но знаю, что в какой-то степени я стал отдушиной для своих родителей. В своё время меня отдали в футбольную школу «Чертаново». Также я занимался и плаванием. Но самая курьёзная история произошла именно в футболе. Меня сразу поставили на ворота, так как знали, что мой отец играл в баскетбол. Были уверены, что у меня с руками и реакцией всё очень хорошо. Мяч до ворот доходил редко и мне это быстро надоело. Отец у меня тогда работал в спортивной школе на административной работе, заместителем директора по спортивным сооружениям. Благодаря ему в «Тринте» был построен игровой, баскетбольный зал. И особого выбора в какой вид спорта идти дальше у меня не было. Моим первым баскетбольным тренером был Андрей Вячеславович Шигин. Впоследствии, поработав вместе с ещё одним отличным специалистом Евгением Вадимовичем Горбуновым, я стал тренером более либеральных взглядов на баскетбол. Я приверженец того, чтобы игрокам на площадке давать как можно больше свободы в действиях. 

- Вопрос, который я подробно обсуждал с Игорем Николаевичем Галаевым и который хотелось бы задать и вам. Речь идёт о методах подготовки юных баскетболистов на начальном этапе их развития в рамках тренировочного процесса занятия в спортивной школе. Эти методы остались из классической Советский/Российской школы баскетбола 80-ых и 90-ых и по-прежнему работают или их можно и нужно модернизировать и постоянно в тренировочный процесс добавлять что-то новое?

- Баскетбол не стоит на месте. Мы живём в другую эпоху развития игры. И модель тренерской работы меняется с течением времени. Например, с учётом всех современных тенденций и технологий наша жизнь ускорилась в разы. И это касается абсолютно всех аспектов жизни, в том числе спорта. И баскетбола, в частности. Изменилась стилистика и методика работы с командами. Мне кажется, в те же 80-е и 90-е всё было более размерено. Более подробно я могу рассказать, что было в нулевые. Именно в этот период многие вещи в баскетболе стали усложняться и ускоряться. Даже сами правила игры поменялись. Например, после подбора в нападении на продолжение атаки теперь даётся всего 14 секунд. Динамика игры увеличилась. Плюс, баскетбол стал более агрессивным. Стиль европейского баскетбола приближается к американскому. Как правило, за океаном играют проще, чем в Евролиге. Но, в тоже время, в НБА есть неоспоримые постулаты игры. Например, один на один играют до конца. Два в одного, три в два - тоже. И только в ситуации пять на четыре могут немного притормозить и перейти к розыгрышу раннего нападения. Что касается процесса подготовки с нуля, то и эта система меняется. Мы, тренеры её сами адаптируем под детей. Нужно понимать важный момент. Когда тренировались мы с вами, дети, как правило, были сильнее своих современных сверстников. У нас уроки физкультуры были не пустым звуком. На них реально были достаточно серьёзные требования. В нашем детстве не было гаджетов, компьютеров, ноутбуков, телефонов и игровых приставок. Мы росли, гуляли на улице, играли в футбол, иногда дрались. Как мы сейчас шутим среди тренеров. Современных мальчишек неплохо было бы в лес отправить: пусть палками крапиву бьют. Полезнее время проведут, чем за гаджетами. Именного такого физического воспитания современным детям сейчас не хватает. Той самой улицы. Если же говорить о методике подготовки юных баскетболистов, то обычно бывает так. Ребёнка, который первый раз приходит на тренировку, проще всего научить дриблингу. Все дети, заходящие в зал, сразу начинают водить мяч. Это самое простое и самое удобное для них действие с мячом. Если проанализировать современный баскетбол от мала до велика, навыки владения мячом очень важны. Конечно, передача и культура паса – это тоже очень важный элемент игры. Очень важный! В наших командах мы над ним работаем. Мы углубляемся в этот процесс всё больше и больше. Проблема в следующем. Мы, тренеры стараемся давать начинающим игрокам работу над какими-то техническими элементами, только когда они становятся к этому готовы. А для передач мяча у юных баскетболистов силёнок пока может и не хватать. Площадка большая, сил нет и качества передачи будет невысоким. На первых порах мы можем играть только в короткий пас. Но какие-то элементы мы можем давать уже сейчас, во второй год тренировочного цикла. Укрывание мяча, зашагивание, вышагивание, передача в пол, передача с движением на мяч, взаимодействие «отдал-выйди». В нашей с Игорем Николаевичем команде «Тринта» юношей 2016 года рождения мы к этому скоро придём. Эту стадию игры в пас мы будем отрабатывать в течении этого сезона и всё предстоящее лето. Будем работать над такими элементами, как give-and-go («отдал-выйди») и остальными фундаментальными взаимодействиями и передачами мяча. 

- Вопрос, который мне особенно интересно с вами обсудить, касается того стиля профессионального баскетбола, на котором выросли именно вы. Поясню на своём примере. Пик лично моего баскетбольного становления пришёлся на середину 90-ых, когда баскетбол был достаточно силовой игрой. И у нас, и в Европе, и особенно в НБА. Был разрешён handcheck игрока с мячом, то есть контроль его согнутой в локте руке, даже во время ведения. В чести была жёсткая игра в посту и умение обыгрывать один в один. Клоузауты, то есть выходы защитника на бросок с рукой атаковали проходом или броском в прыжке со средней (а никак сейчас, повторной трёшкой с отпрыгиванием в сторону). Жёсткий баскетбол 90-ых одним словом. На каких векторах игры выросли вы, тренируясь и наблюдая за тем, как играют профессиональные игроки у нас и в НБА?

- Начну с того, что мне в этом плане было чуть-чуть попроще. Когда мне было лет 9-10 мы уже могли смотреть записи баскетбольных игр на кассетах VHS. В основном это были записи матчей НБА 90-ых годов, поэтому я тоже вырос на этом баскетболе. Но и у нас, в России уже появлялись команды с хорошими нашими игроками и легионерами. Например, я отлично помню Теодороса Папалукаса. Этот статный, красивый грек с умной головой играл в ЦСКА, практически, на всех позициях. Он прекрасно понимал, как это нужно делать. Меня, например, впечатляло то, как Папалукас видел и умел правильно, во благо команде использовать все неравноценные размены. Или взять отличного разыгрывающего Джона Роберта Холдена. Та команда ЦСКА начала нулевых годов – это именно тот баскетбол, на котором рос я. Плюс, на игре таких мастеров, как Андрей Кириленко и многих других. Я даже застал время, когда играл Сергей Панов. Но, важно то, что баскетбол меняется. Раньше почти во всех командах были классические центровые без броска, которые играли только в посту и ставили заслоны. Как сейчас говорят, разыгрывали «пикенролы». Хотя, тогда их так не называли. Это были «двойки» с отворотом, причём только через спину. Плюс, быстрых, коротких отворотов не было в принципе. Поэтому, конечно, в 90-е и начале нулевых баскетбол был другим. Я бы сказал, что тогда игра была интересной, но немного «топорной». В том плане, что в основном играли в посту. Если вниз мяч довести не получалось, поднимали на верх и играли «пикенрол», то есть двойку. Сейчас, в принципе, многие играют тоже самое. Но очень сильно вырос уровень баскетбольного универсализма. В разы вырос. И, в отличии от прежних времён, сейчас игроки умеют защищаться с первой позиции по пятую. И сами в нападении могут исполнять функционал с первого номера по пятый. Плюс, все с броском. А в те времена тебе могло хватить и одних габаритов. Тот же Шакил Онил отлично играл в краске, вообще не умея бросать штрафные. А уж тем более с дистанции. 

- Иван, когда вы сами играли и тренировались в «Тринте», был ли у вас любимый профессиональный баскетболист, которому вы хотели подрожать? Элементы игры которого пытались добавить в свой игровой арсенал? Например, я прекрасно помню годы своей баскетбольной активности, особенно в стритболе. Тогда, в 90-е площадки в спортивном городке МГУ – были центром уличного баскетбола Москвы. И я, в частности, пытался копировать движения того же Пенни Хардуэя: его бросок полукрюком, его бросок в прыжке, с разворотом и отвалочкой от защитника. Потом примерно тоже самое в исполнении Коби Брайанта. Были ли у вас игроки, которым вы активно пытались подражать во время своего баскетбольного становления в «Тринте»?

- Такие игроки, конечно, были. Но, нужно понимать, что Коби – это хорошая копия Майкла Джордана. И стиль игры в посту а-ля «Dream shake» Хакима Оладжувона для нас был не пустым звуком. Показ в одну сторону, бросок в другую и так далее. Помню, что какое-то время Трейси Макгрэди был каким-то безумным для меня героем. И не только моим, но и всех мальчишек, которые у нас занимались. Помню один матч, когда он за последние 33 секунды заключительной четверти набрал 13 очков и его команда, на тот момент «Хьюстон Рокетс» выиграла игру. Также мы все хотели быть похожими на Винса Картера.       

- Эта пара игроков – очень удачный пример. Особенно в рамках разговора о том, как меняется баскетбол. Например, можно вспомнить, как бросал тот же Трейси Макгрэди. И многие другие баскетболисты. Это был, прежде всего, высоченный прыжок, зависание и только потом выпуск мяча. Что мы видим сейчас – ситуация изменилась. Важна быстрота исполнения броска и умение совершить его в ограниченном пространстве и временном цейтноте. Как говорится, ценятся игроки, которые могут уверенно забивать из тесной телефонной будки. Что вы думаете о таких изменениях в игре, которые произошли и продолжают происходить на наших глазах? 
 
- Помню, когда я играл и тренировался в спортивной школе, такие вещи тренеры до нас не доносили. Как ты должен растягивать бросок, какое тебе нужно для него пространство. То есть все вещи, связанные с «таймингом» и «спейсингом», которым мы сейчас учим детей, тогда нам никто не рассказывал. Может быть, каким-то совсем простым языком нам об этом, конечно, и говорили. Но, мне кажется, что в те времена тренерский цех не так глубоко вникал в такие важные тонкости техники того же броска. А сейчас я и мои коллеги из других спортивных школ всем этим инструментарием активно пользуются. А раньше всё было проще. Потенциал юного баскетболиста определяли по следующей простой формуле: игровой или не игровой. Важно было определить, понимает ли сам ребёнок игру или нет? Он понимает, что в нападении нужно растягивать защиту соперника и уходить оппоненту за спину? Или, где нужно подниматься за заслоном, где нужно страховать и так далее. Может быть, какие-то вещи нам тогда и рассказывали. Но сейчас ситуация совсем другая. Например, московские тренеры отличаются своим понятийным аппаратом и могут очень хорошо объяснить: что такое «спейсинг» или «тайминг», где должна быть ширина атаки, где мы должны замещать игроков, как мы должны растягивать защиту, где мы должны уходить на backdoor, а где пытаться войти front door. То есть сделать рывок игроку за спину или войти в краску перед ним. 

Продолжение следует