В сегодняшнем материале предлагаем вашему вниманию интервью с легендой Российского баскетбола Ольгой Борисовной Ермолаевой. Воспитанница Омского баскетбола, Ольга Борисовна более десяти лет играла на самом высоком уровне за такие команды, как «Нефтяник» (Омск), «Динамо» (Новосибирск) и ЦСКА. В составе армейского клуба Ольга Борисовна выигрывала Чемпионат СССР по баскетболу в 1983 году. После завершения карьеры игрока, Ольга Борисовна перешла на тренерскую работу. Она более 20 лет работала в спортшколе «Тринта», а потом в Московском «Динамо». Последнее время многие юные баскетболисты и их родители знают и любят Ольгу Борисовну за её уникальный стиль комментирования матчей турнира «Быстрый прорыв».
- Добрый день, Ольга Борисовна. Большое спасибо, что вы нашли время для нашего общения. Очень интересно узнать ваше мнение по важным вопросам развития детского и юношеского баскетбола в нашей стране. Давайте начнём с самого важного. Вы постигали азы игры и проходили своё баскетбольное становление в спортивной школе города Омска. Затем, уже в рамках своей тренерской карьеры долгие годы работали в московской «Тринте» и в «Динамо». Какие на ваш взгляд за последнее время произошли принципиальные изменения в методике подготовки юных баскетболистов в системе работы отечественных спортивных школ по сравнению с тем, как этот процесс выглядел раньше, в то время, когда вы тренировались в спортшколе Омска?
- Из Омска я уехала в Москву в команду ЦСКА 50 лет назад. Самое главное отличие в подготовке сегодняшних юных баскетболистов - они приходят на тренировки и берут в руки мяч уже в 6-7 лет. Безусловно, технические навыки к 11-12 годам (именно в таком возрасте детей брали в секцию по баскетболу в моë время) особенно в дриблинге - впечатляют. Мне очень повезло с первым тренером. Леонид Александрович Ячменëв, впоследствии ЗТ СССР, тренер сборной Советского Союза на Олимпийских играх 1988 года и Динамо (Новосибирск) работал с детьми творчески и увлечённо. Я училась во вторую смену и утром тренировалась с ровесниками, а вечером с девчонками старше меня. Особое внимание уделялось дриблингу слабой рукой. С первых шагов обязательная отработка броска в прыжке. Летом были походы, кроссы, занятия на батутах и лодочной станции. В 15 лет меня взяли в Омскую команду «Нефтяник». Потом, в 17 лет в ЦСКА меня пригласил Вадим Павлович Капранов - ещё один замечательный тренер, возглавлявший сборные нашей страны. Вот такая удача.
- Давайте более конкретно возьмём самый начальный этап подготовки. Например, вы сами, под себя набрали группу мальчиков или девочек. Как вы считаете, та система упражнений и методика проведения тренировок, с помощью которой в первые годы закладывается фундамент начальной подготовки, она требует постоянной доработки и модернизации? Или эта отечественная система хорошо проверена временем и работает сейчас в разных спортивных школах также эффективно, как и условно в 70-80-е годы?
- Отвечу на вопрос относительно методики тренировок в первые 2-3 года занятий в спортшколе. В «Тринте» есть тренеры по набору, которые ходят в общеобразовательные школы и приглашают детей на просмотр. И девочек, и мальчиков. Перед старшим тренером возраста стоит задача отобрать наиболее способных, спортивных детей в свою команду. Набор продолжается четыре года. За это время отрабатываются базовые технические элементы работы с мячом: остановки, повороты, дриблинг, передачи, броски и так далее. Используется много подвижных игр и эстафет. Тренеру важно наладить дисциплину и взаимопонимание в команде. Это залог успеха на первенствах России. А счастье тренера – это способные, влюблённые в баскетбол воспитанники.
- В этой связи также очень интересно обсудить разницу в процессе первоначальной подготовки команд мальчиков и девочек. Как вы считаете, с какой группой юных баскетболистов сложнее работать начинающему тренеру и почему? И есть ли разница в методике их тренировок в первые 2-3 года занятия баскетболом в спортшколе?
- В «Тринте» я работала с командами девочек. На начальном этапе разницы кого – мальчишек или девчонок - легче увлечь игрой, не вижу. А вот на соревнованиях, на мой взгляд, предпочтительнее, чтобы мужчина руководил юношами. Во-вторых, мальчиков всегда больше на тренировке. Причём в любом возрасте. Поэтому опыта работы с 40-50 детьми одновременно у меня не было. Важный момент. У каждого есть мяч в руках, тогда можно отрабатывать и жонглирование, и технику. Всегда была возможность проводить тренировки в двух группах (и в «Тринте», и в общеобразовательной школе). Тем более, что девочки к старшему возрасту порой теряют интерес к баскетболу, в отличие от мальчиков. К тому же, не всех желающих я оставляла в команде. Главная цель в СШОР — это именно победы. Для меня, как тренера очень важен и микроклимат. В-третьих, сегодня можно найти в интернете и упражнения, и семинары, и методические указания по подготовке баскетболистов. А самое главное, творческий подход в работе тренера. Тем более, что сейчас вошли в моду индивидуальные тренировки, самоподготовка ребëнка. Например, в мою бытность тренером они ещё не практиковались. В-четвëртых, непреложная аксиома в игре – смотреть вперёд и отдать пас, если партнёр убежал к кольцу соперника. В любом возрасте. Мне не встречались девочки с классным дриблингом на начальном этапе. На тренировках довольно часто мы играли без дриблинга. Но, тренер – это творческая профессия. Главное - подготовить классного игрока. Например, как Егора Дëмина. А какая методика и стиль игры команды спортшколы (особенно в первые годы обучения) – не столь важно.
- Продолжая данную тему. Когда проходит какое-то время, дети приобретают основные навыки игры и в них закладывается фундамент, начинается и процесс отсева. Кто-то уходит, кто-то переходит в другую спортивную школу. Тем не менее, количество игроков в команде, как правило, всё равно приличное. Среди оставшегося состава, через 2-3 года тренировок команды, на какие подгруппы лично для себя вы подразделяете детей? Можете ли уже на этой отсечке процесса развития выделить шортлист тех, из кого могут получится игроки высокого уровня? Или это сделать, практически, нереально?
- Определить кто из твоих воспитанников станет игроком высокого уровня очень сложно. Я в своих прогнозах тоже ошибалась. Казалось бы, девочка лëгкая, быстрая, рука мягкая. Но, к 14 годам потерян интерес к тренировкам (хорошо хоть удачно замуж вышла за известного баскетболиста). Или оказалась бесхарактерной, безвольной. Или, наоборот, играла девочка за Тринту-3. Вдруг что-то словно щëлкнуло в голове, и она начала набирать очки и делать подборы (до сих пор в Премьер-лиге играет). Таких примеров много. Должно всë сложиться: психика, трудолюбие, талант, здоровье, удача. Немногие выпускники спортшкол играют на профессиональном уровне, но заниматься баскетболом полезно всем детям. Он развивает такие физические качества, как ловкость, координацию, выносливости. Умение реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию на площадке, принимать решения, хитрить, бороться за каждый мяч и за победу, помогать партнёрам по команде. Всё это несомненно пригодится во взрослой жизни и девочкам, и мальчикам. Хотелось, чтобы в Москве было больше и СШОР, и баскетбольных клубов, таких как «Стремление».
- В последнее время мы вас знаем не только, как мастера спорта международного класса, отличную разыгрывающую в прошлом и тренера с большим опытом в настоящем. Вы также регулярно комментируете матчи детских команд, в том числе на турнире «Быстрый прорыв». Как вы решили попробовать себя в этом направлении и что вам больше всего нравится в творческом процессе работы баскетбольного комментатора?
- Пятый год проводится турнир «Быстрый прорыв» на спортивной базе «Олимпийские надежды». Комментатором я стала неожиданно, сначала работала секретарëм за столиком. А когда турниры сдвоились (в одном зале играют мальчики, в другом-девочки) меня попросили озвучивать происходящее на площадке для зрителей онлайн трансляций. Сначала было трудно, непривычно. В любом деле необходим опыт, который со временем позволяет чувствовать себя уверенно. Конечно, помогает и опыт игрока, и опыт тренера, и опыт мамы (мои дети играли в «Тринте»). Отлично понимаю кто смотрит детские соревнования, поэтому исключаю негативную информацию (про промахи и ошибки). И с большим удовольствием отмечаю точные броски, передачи, подборы, перехваты. Рассказываю про правила, про баскетбол. Конечно, восхищает, что в 9,10,11,12 лет (таков возраст наших участников) дети уже играют и показывают красивые моменты. Пытаюсь донести до родителей, что победы и поражения - не главное. Нельзя ругать свою кровиночку (тренеру можно). Желательно только поддерживать и радоваться тому, что дети заняты делом и получают свой неоценимый опыт (и игровой, и житейский). Ко мне пришла на тренировку новая девочка лет в десять. Высокая, толковая, целеустремленная и быстренько оказалась в первой команде. На вопрос родителей «Какое баскетбольное будущее у Ксюши?». Я ответила так. "Интересное детство, поездки, общение. А всë остальное зависит от неë. Не от вашего и моего желания. Только от самого ребëнка». Сегодня родительские амбиции порой мешают юным баскетболистам. Переходы от одного тренера к другому, потом к третьему ломают психику, вселяют неуверенность. В моëм детстве родители спокойнее относились к занятиям и увлечениям своих детей.