Мудрость баскетбольного тренера
Иван Корнеев: «Работая «в долгую», можно воспитать больше классных игроков»
В сегодняшнем материале предлагаем вашему вниманию продолжение интервью с одним из самых перспективных, молодых тренеров Спортивной школы олимпийского резерва «Тринта» имении Ю. В. Равинского Иваном Юрьевичем Корнеевым. Свой путь в большом баскетболе Иван Юрьевич начинал в 2012 году, ещё во время обучения в Российском университете спорта «ГЦОЛИФК». Первым его тренерским опытом была работа с юношами 2005 года рождения. Эту команду «Тринта» он помогал тренировать Евгению Вадимовичу Горбунову. Среди его воспитанников был и нынешний разыгрывающий клуба НБА «Бруклин Нетс» Егор Дёмин. Сейчас Иван Юрьевич Корнеев продолжает совершенствоваться в своём ремесле. Вместе с заслуженным тренером России Игорем Николаевичем Галаевым, он тренирует две юношеские команды спортшколы «Тринта»: 2010 и 2016 годов рождения. Предлагаем вашему вниманию вторую часть интервью.  

- После завершения спортшкола «Тринта» у вас был более чем успешный период обучения в Российском университете спорта «ГЦОЛИФК». Хотя, наверняка, на финишной прямой игры в «Тринте» у вас было несколько вариантов продолжения своей баскетбольной карьеры. Почему вы выбрали вариант с поступлением в университет спорта? И какие у вас остались воспоминания от обучения в нём? 

- Начнём с того, что, в 2002 году, когда мне было 10 лет у меня умер отец. Мама постаралась заменить мне отца.  Она сделала всё, чтобы я ни в чём не нуждался, как и другие ребята. Но, всё-таки какой-то отцовской поддержки, наставлений и направлений, мне не хватало. У меня их просто не было. Даже при том, что я всегда относился к тренеру, как к отцу. Андрей Вячеславович в этом плане был для меня настоящей глыбой. У меня к нему было уважение, воспитанное на страхе. Боязнь совершить ошибку. Лишний раз ничего не спросишь. Такого плана страх. Сейчас дети, конечно, другие. И они другие, потому что мы, тренеры понимаем, через что мы прошли. И мы сами относимся к детям по-другому. Мне было стыдно задать лишний вопрос. Нужно было самому подумать над ответом. И только, если я до него не доходил, только тогда я мог решиться задать вопрос. Помню в моё время чаще спрашивали у партнёров или у второго тренера. А к старшему тренеру обращаться побаивались. Сейчас дети другие и все эти коммуникации происходят по-другому. Я не играл так уж хорошо и закончил спортшколу во второй команде. Особо никто из этой команды на высоком уровне так и не заиграл. Но среди всех своих моих сверстников по тому составу «Тринты» тренерскую карьеру я начал раньше всех. 

- Я знаю, что во время обучения в Российском университете спорта «ГЦОЛИФК» вы пробовали себя в качестве баскетбольного арбитра. Как вы считаете, что дал вам опыт судейства матчей в процессе вашего дальнейшего развития, как баскетбольного специалиста широкого профиля? 

- Изначально, я вообще не хотел становиться баскетбольным тренером и поступать в институт физкультуры. Я хотел стать экономистом. А потом так получилось, что в десятом классе меня пригласили поработать в качестве педагога-организатора. И я попал к Наталье Витальевне Сизовой, которая в спортшколе была заместителем директора по воспитательной работе. Я попал к ней, как к руководителю. Потом я решил параллельно поработать и поучиться искусству судейства. Искусству свистка, скажем так. У меня были очень хорошие учителя. Леонид Юрьевич Чудин, Сергей Александрович Михайлов, Михаил Петрович Григорьев. В течении сезона я тренировался, играл за вторую команду и сам судил матчи. 

- Насколько я понимаю, помимо судейства, вы занимались ещё и организаторской баскетбольной работой. И только потом пришли к идеи посвятить себя профессии тренера. Иван, не могли бы вы вспомнить, что именно вас сподвигло и вдохновило попробовать себя в этой, откровенно говоря, непростой работе тренера? 

- Как я уже рассказывал, летом меня пригласили поработать в качестве педагога-организатора. В том числе я работал и с командами Игоря Николаевича Галаева. Помню у нас всегда были очень весёлые и хорошие постановки. И тренеры были довольны, и ребята были довольны. Приходилось включать воображение, что-то осовременивать, что-то подтягивать к стилистике работы тренеров. И этот опыт послужил для меня определённым толчком к работе полноценным тренером в перспективе. Потому что мне понравилось работать с детьми. Я увидел своё влияние на детей и их отклики. Увидел, что дети были благодарны. Они получали удовольствие от нашего общения и тянулись ко мне. Это вызвало некий эффект притяжения, и я стал понимать, что наверное – это действительно моё. В «ГЦОЛИФК» я поступил больше по призванию, нежели по каким-то определённым баскетбольным навыкам. 

- Вашим первым возрастом была команда спортшколы «Тринта», составленная из ребят 2005 года рождения, которых вы помогали тренировать ещё одному хорошему наставнику Евгению Вадимовичу Горбунову. Какие у вас воспоминания об этом периоде своей карьеры? И что, как вы считаете, в дальнейшей тренерской работе дал вам творческий союз с Евгением Вадимовичем на самом начальном этапе работы? 

- Обычно, тренеры, которые только стартуют в этой профессии, начинают тренировать так, как тренировали в своё время их. Если бы я тренировал так, как тренировали меня, скорее всего, сейчас у меня было бы очень мало воспитанников. Помню, какие мы только упражнения не делали. И на руках с партнёром ходили, и прыгали с хлопками. Много кувыркались. И многие наши ребята закончили с баскетболом именно из-за кувырков. Принцип был простой. Не понимаешь через голову, тогда давай через ноги. Нужно было пробежать 8 площадок за 40 секунд. У Евгения Вадимовича была система помягче, с индивидуальным подходом. Горбунов работал с Антиповым, и мы часто обменивались друг с другом информацией. Нам всегда было интересно узнать разные школы, и мы всегда были готовы учиться. Было всегда много тренерских семинаров с записью на жёстких дисках. С чем-то мы были, как тренера согласны, с чем-то - нет. К чему-то доходили своим опытом. А успех команды 2005 года в самоотдаче её игроков. Она была изнутри. Это была по-настоящему семейная история. Прямо, как у Дюма в «Трёх мушкетёрах» - один за всех и все за одного. Наша дружба, взаимовыручка предрешали исход многих игр той команды 2005 года рождения. Не навыки дриблинга, передач мяча и общего понимания игры, а именно отзывчивость игроков сыграла большую роль в судьбе той команды. И в судьбе её тренеров. И, что ещё очень важно - в этой команде всегда была здоровая конкуренция. Может быть, ребята и завидовали друг другу. Но зато какие у них отличные отношения до сих пор, когда им уже по 20 лет. И абсолютно не стыдно за то, что мы с ним проработали от мала до велика. И сейчас, уже игрок НБА Егор Дёмин интересуется, как дела у остальных ребят. Кто, как живёт и где играет. Конечно, жизнь их разбросала, но они до сих пор общаются. Всегда поздравляют нас с днём рождением. А для тренера – это самое дорогое. Первые возраста для тренера остаются в душе навсегда. И такие истории – ещё один, дополнительный стимул к работе.  

- Был ил у вас этап в тренерской карьере, когда вам более плотно приходилось заниматься рекрутингом игроком для своих новых команд?

- Да, был период, когда я активно ходил по школам. Но сейчас мы приходим к таким реалиям, когда во многие школы очень сложно вообще попасть. Скорее всего, раньше с этим было попроще, и все тренеры спортшколы занимались рекрутингом. А сейчас такой ставки в спортшколе нет вообще. Это некая иллюзорная составляющая. Раньше да, все тренеры занимались набором. А когда я пришёл, системы этой уже не было. И, возможно, это проблема и боль всей нашей системы спортивных школ. С другой стороны, до сих пор у нас очень большое комплектование. Тренеры стараются набрать в команду как можно больше детей, так как от численности группы напрямую зависит их зарплата. 

- Насколько вообще сложно работать и тренировать баскетбольную команду, когда у тебя в зале одновременно находится 30, 40, а иногда и 50 человек?

- Конечно, тут приходится применять какую-то изобретательность. И это в любом случае непросто. Моторная плотность занятия сильно теряется. Я помню, всё это мы проходили в институте физкультуры. Помню, как нам объясняли, что важно соблюдать минимальное время простоя - только на попить и тренера послушать. А по факту часто получалось так. Ребёнок выполняет упражнение в группе из 6 человек на одно кольцо. Два делают, четыре стоят. Естественно, это сказывается на качестве. А потом мы удивляемся, почему не хватает физических кондиций. Ребёнок же не бегал всё это время простоя. Почему ребёнок не забивает из-под кольца. Ответ также: сколько он мог лишних атак совершить. Даже не лишних, а важных атак. Поэтому, очень непросто работать в этой системе. А, если можно было бы сократить количество игроков в группе до 20-25, это бы значительно увеличило качество. А мы, к сожалению, перешли в массовый спорт. И это касается и коммерческих, и государственных спортивных структур. Но наборы всегда были большими. В моём возрасте, помню, набрали под 70 человек. А на выпуске осталось всего 18. Куда делись остальные? Я всегда считал, что есть и другая проблема. Есть дети, приспособленные к тренировочному процессу, а есть – не приспособленные. В этом случае можно было бы протий профориентационный тест. На выходе вам предоставляют данные. Например, ваш ребёнок больше игровик и ему подойдут такие виды спорта, как футбол, волейбол или баскетбол. Или, вашему ребёнку больше подойдут единоборства или индивидуальные виды спорта: бежать, прыгать плыть или что-то ещё. Наверное, не все тренеры рекомендуют этот тест, но он может быть весьма информативным. А часто так получается, что приходят дети, изначально не приспособленные к этому виду спорта. А мы их держим у себя. А в лёгкой атлетике, наоборот, возможно, игровик бегает. И его там тренер отпускать не хочет. По той же причине, так как от численности группы зависит его зарплата. В этом плане мне нравится, как работает система в Америке. Она там выстроена вокруг образования. Внутри школы есть тренеры по разным видам спорта: баскетболу, бейсболу, футболу, лёгкой атлетики. И они находятся друг с другом в постоянной коммуникации по поводу развития своих подопечных. А мы работаем с тем, что у нас есть. И вообще, спорт в нашей стране, к сожалению, убыточен и мало кому интересен. Он до сих пор в многом держится на энтузиастах: на тренерах, на некоторых функционерах, на судьях и на заинтересованных обывателях. Но, к сожалению, проблема в том, что результат, как правило, нужен здесь и сейчас. 

- Иван, большое вам спасибо за эту интересную беседу. Уверен, у нас будет ещё не одна возможность продолжить диалоги о любимой игре. Последний на сегодня вопрос. Не раскрывая все карты, какие цели вы ставите перед собой как тренером и перед вашей младшей командой «Тринты» юношей 2016 года рождения на этот сезон? Спасибо! 

- Главная задача перед командой 2016 года рождения – улучшать технические навыки и физические кондиции. Будем работать над лучшим пониманием пространственно-временных моментов игры. Будем отрабатывать такие фундаментальные взаимодействия, как give-and-go и drive-and-kick. Это то, что нам нужно в первую очередь. Пока мы не будем вкладываться в игру на пикенролах. Я считаю, что в этом возрасте это делать слишком рано. И главное – не загонять детей. Они должны получать удовольствие от процесса. Победы в турнирах – это, конечно, прекрасно. Но, нужно понимать, что через год может всё очень сильно поменяться. И в составах команд, и в качестве игры. Когда на ранних этапах много выигрываешь, тренеры и дети могут расслабиться и подумать, что всё очень хорошо. А у команды, которая больше проигрывает, наоборот - есть постоянный задор, запал и желание доказать, что они лучше. И на этих вещах очень часто в команде может произойти смена лидера. В этом возрасте 2016 года рождения в России уже есть очень много хороших команд, которые являются, скажем так, «ранне-наигранными». Например, команда «Азот» из Березников. Или ребята из Тулы, которые играли на «Быстром прорыве» по 2015 году рождения. Плюс, нельзя забывать о том, что дети развиваются волнообразно. Взрывы обычно сменяются спадами. Бывает так, что тренер долго бьётся над выполнением как-то элемента. А потом ребёнок едет на какой-нибудь интенсив и там у него за неделю происходит прорыв. И родители начинают думать, что тренер, который два года бился, он - так себе. А проблема не в том, что один тренер лучше, а второй хуже. А просто время ребёнка пришло. В процессе подготовке очень важно соблюдать принцип обучения «шаг за шагом». Я никогда как тренер не гнался за результатом на начальных этапах подготовки игроков. Если что-то получается, это хорошо. Мы очень рады этому. Но мы всё равно подготовку не форсируем. Какая-то команда имеет чуть больше игрового опыта, какая-то – чуть меньше. Я помню с командой 2005 годы мы сначала проигрывали со счётом 4:72 команде из Перми. У них, в Пермском крае команды обычно получают раннюю игровую практику. Чуть ли не с 5 или 6 лет. Потом они приезжают на соревнования и всех громят. Потому что у них есть только этот вариант – выигрывать на этих, ранних этапах. А мы можем работать «в долгую». И в таком случае есть шанс воспитать большее количество классных игроков. И, конечно же, рано или поздно все подравняются. Всё зависит от количества сыгранных матчей и вовлечённости детей. И от желания, конечно. Потому что, важнее желания - нет вообще ничего.